Принято
Педагогическим Советом школы
Протокол №1 от 28.08.2021г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ №4 г.Сердобска
_________________О.Г.Проворнова
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МОУ СОШ №4 г.Сердобска
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее Положение) является локальным
актом Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы№4 г. Сердобска (далее МОУ СОШ № 4 г. Сердобска), регулирующим порядок,
периодичность, систему оценок и формы проведения текущей и промежуточной аттестации
обучающихся. Данное Положение регулирует правила проведения промежуточной аттестации
обучающихся, применение единых требований к оценке обучающихся по различным предметам.
1.2 Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ «Об
образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Уставом МОУ СОШ № 4 г.
Сердобска и регламентирует содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации
обучающихся школы. Положение принимается Педагогическим советом МОУ СОШ № 4 г.
Сердобска, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. Положение
утверждается директором МОУ СОШ № 4 г. Сердобска
1.3 Промежуточная аттестация – это любой вид аттестации обучающихся во всех классах,
кроме государственной итоговой аттестации.
1.4 Целью аттестации является:
- обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения прав и свобод в части
регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами,
уважение их личности и человеческого достоинства;
- установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам
учебного плана, их практических умений и навыков;
- соотнесение этого уровня с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов;
- контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического графика изучения
учебных предметов.
1.5 Промежуточная аттестация в МОУ СОШ № 4 г. Сердобска подразделяется на:
- годовую аттестацию – оценку качества усвоения обучающимися всего объема содержания
учебного предмета за учебный год;
- четвертную и полугодовую аттестацию – оценку качества усвоения обучающимися
содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам
учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации;
- текущую аттестацию – оценку качества усвоения содержания компонентов какой-либо
части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по
результатам проверки (проверок).
1.6 Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ обучающихся
являются:
- формы письменной проверки: письменная проверка – это письменный ответ
обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся:
домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы;
письменные отчеты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения,
диктанты, рефераты и другое.
- формы устной проверки: устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или
систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачета и другое.
- комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающихся
могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.
2. Содержание, формы и порядок проведения текущего контроля успеваемости
обучающихся.
2.1 Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода
(четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем,
разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных
знаний и умений, степени развития деятельностно - коммуникативных умений, ценностных
ориентаций.
2.2 Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при
проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются учителем,
преподающим этот предмет, и отражаются в календарно – тематических планах.
Формы текущего контроля успеваемости – оценка устного ответа обучающегося, его
самостоятельной, практической или лабораторной работы, тематического зачета, контрольной
работы и др.
Руководители методических объединений, зам. директора по УВР контролируют ход
текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывают методическую
помощь учителю в его проведении.
2.3 Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса в течение учебного года
осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале в виде
отметок по пятибалльной системе. Допускается словесная объяснительная оценка.
2.4 В классах со 2-го - по 11-й вводится 5-бальная система оценок знаний обучающихся;
промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются по всем предметам: за учебные четверти
– на 1-ом и 2-ом уровне основного общего образования, за полугодие - на 3-м уровне среднего
общего образования. В конце учебного года выставляются годовые оценки. В выпускных классах
на основании оценок промежуточной аттестации, экзаменационных и годовых, выставляются
итоговые оценки.
2.5 По курсу «Основы религиозных культур и светской этики» вводится безотметочное
обучение. Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая
компетентность обучающегося, рассматриваемые как универсальная способность человека
понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи,
общества, воспитание потребности к духовному развитию.
2.6 При изучении элективных курсов, курсов «Полезные навыки», «ТРИЗ», вводится
безотметочное обучение.
2.7 Оценка устного ответа обучающегося при текущем контроле успеваемости
выставляется в классный и электронный журнал в виде отметки по 5-балльной системе в конце
урока.
2.8 Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся
оцениваются по 5-балльной системе. За сочинение и диктант с грамматическим заданием
выставляются в классный и электронный журналы отметки.
2.9 В ходе текущего контроля успеваемости педагог не может оценить работу
обучающегося отметкой «2» (неудовлетворительно) при выполнении самостоятельной работы
обучающего характера.
2.10 Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный и электронный
журнал к следующему уроку, за исключением:
- отметок за творческие работы по русскому языку и литературе в 5-9-х классах, отметок за
сочинение в 10-11-х классах по русскому языку и литературе (они заносятся в классный и
электронный журналы в течение недели после проведения).
2.11 Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план.
3. Содержание, формы и порядок проведения четвертной, полугодовой
промежуточной аттестации.
3.1 Четвертная (2-9 классы), полугодовая (10-11 классы) промежуточная аттестация
обучающихся МОУ СОШ № 4 г. Сердобска проводится с целью определения качества освоения
обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность)
по завершении определенного временного промежутка (четверть, полугодие).
3.2 Отметка обучающегося за четверть, полугодие выставляется на основе результатов
текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
3.3 Четвертные отметки выставляются при наличии 3-х и более текущих отметок за
соответствующий период. Полугодовые отметки выставляются при наличии 5-ти и более текущих
отметок за соответствующий период.
3.4 Во 2-11 классах проводится полугодовая промежуточная письменная аттестация в
формах:
- во 2-8-х и 10-м классах: контрольная работа по математике, контрольный диктант с
грамматическим заданием по русскому языку, контрольная работа по третьему предмету в5-9-х и
10-м классах, проверка техники чтения во 2-4-х классах.
- в 9-х, 11-х классах полугодовая аттестация проводится по математике, русскому языку и
предметам, сдаваемым обучающимися на ГИА в текущем учебном году по выбору.
3.5 При пропуске обучающимися 2/3 учебного времени, отводимого на изучение предмета,
при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, полугодие
обучающийся не аттестуется.
3.6 Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся сведения о результатах четвертной, полугодовой аттестации
путём выставления отметок в дневники обучающихся. В случае неудовлетворительных
результатов аттестации – в письменной форме под роспись родителей (законных представителей)
обучающихся с указанием даты ознакомления. Письменное уведомление хранится у зам.
директора по УВР.
4. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации.
4.1 Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 2-11-х классов.
Промежуточная аттестация обучающихся за год может проводиться письменно, устно, в форме
ВПР, в других формах.
4.2 Формами проведения годовой письменной аттестации во 2-11 – х классах являются:
- во 2-8 – х классах: контрольная работа по математике, контрольный диктант с
грамматическим заданием по русскому языку;
- в 4-м классе контрольное тестирование;
- в 5-8-х, 10 классах контрольная работа еще по одному из предметов учебного плана;
- во 2-4-х классах проверка техники чтения;
- в 9-х, 11-х классах полугодовая аттестация проводится по математике, русскому языку и
предметам, сдаваемым обучающимися на ГИА в текущем учебном году по выбору.
4.3 Перечень предметов для годовой промежуточной аттестации утверждается на
педагогическом совете.
4.4 Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации
разрабатывается учителем в соответствии с федеральными государственными стандартами общего
образования.
4.5 На основании решения Педагогического совета могут быть освобождены от годовой
аттестации обучающиеся:
- по состоянию здоровья: обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся имеющие статус ребёнокинвалид, заболевшие в период проведения годовой аттестации могут быть освобождены на
основании справки из медицинского учреждения;
- в связи с пребыванием в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного
типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- в связи с нахождением в лечебно-профилактических учреждениях более 4-х месяцев.
4.6 Список обучающихся, освобожденных от годовой аттестации утверждается приказом
директора МОУ СОШ № 4 г. Сердобска.
4.7 Расписание проведения годовой промежуточной аттестации доводится до сведения
педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее чем за две недели
до начала аттестации.
4.8 Итоги годовой промежуточной аттестации обучающихся отражаются отдельной графой в
классных и электронных журналах в разделах тех учебных предметов, по которым она
проводилась.
4.9 Итоговые годовые отметки по учебным предметам (с учетом результатов годовой
промежуточной аттестации) за текущий учебный год должны быть выставлены до 25 мая в 9, 11
классах, до 30 мая во 2-8, 10 классах.
4.10 Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей)
сведения о результатах промежуточной годовой аттестации, путём выставления отметок в
дневники обучающихся. В случае неудовлетворительных результатов аттестации – в письменной
форме под роспись родителей (законных) представителей несовершеннолетних обучающихся с
указанием даты ознакомления. Письменное уведомление хранится у зам. директора по УВР.
4.11 Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело
обучающегося и являются в соответствии с решением педагогического совета основанием для
перевода обучающегося в следующий класс, годовые отметки в 9,11-х классах для допуска к
государственной итоговой аттестации.
4.12 Заявления обучающихся и их родителей, не согласных с результатами годовой
промежуточной аттестации или итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в
установленном порядке Комиссией по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений.
4.13 Итоги годовой промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических
объединений учителей и педагогического совета.
5. Порядок перевода обучающихся в следующий класс.
5.1 Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую образовательную
программу учебного года, переводятся в следующий класс.
5.2 Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким
учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не
прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются
академической задолженностью.
5.3 Обучающиеся на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего
образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному
предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию
обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на
их родителей (законных представителей).
5.4 Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную
аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух
раз в сроки, определяемые МОУ СОШ № 4 г. Сердобска, в пределах одного года с момента
образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни
обучающегося.
5.5 Для проведения промежуточной аттестации во второй раз МОУ СОШ № 4 г. Сердобска
создается комиссия. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение
промежуточной аттестации.
5.5 Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по
адаптированным основным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному
плану.
5.7 Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического
совета.
6. Права и обязанности участников процесса промежуточной аттестации.
6.1 Участниками процесса промежуточной аттестации считаются: обучающийся и учитель,
преподающий предмет в классе, администрация школы. Права обучающегося представляют его
родители (законные представители).
6.2 Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся, имеет право:
- разрабатывать материалы для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся за текущий учебный год;
- проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися содержания
учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников требованиям федеральных
государственных образовательных стандартов;
- давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным
представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню подготовки по
предмету.
6.3 Учитель в ходе аттестации не имеет право:
- использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными программами при
разработке материалов для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся за текущий учебный год;
- использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и
практическом плане, без разрешения директора;
- оказывать давление на обучающихся, проявлять к ним недоброжелательное, некорректное
отношение.
6.4 Классный руководитель обязан проинформировать родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся через дневники обучающихся класса, родительские собрания,
индивидуальные собеседования о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации за год их ребенка. В случае неудовлетворительной аттестации обучающегося по итогам
учебного года письменно уведомить его родителей (законных представителей) о решении
Педагогического совета, а также о сроках и формах ликвидации задолженности. Уведомление с
подписью родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся передается
заместителю директора по УВР.
6.5 Обучающийся имеет право:
- проходить все формы промежуточной аттестации за текущий учебный год в порядке,
установленном МОУ СОШ №4 г. Сердобска;
- в случае болезни на изменение формы промежуточной аттестации за год, ее отсрочку.
6.6 Обучающийся обязан выполнять требования, определенные настоящим Положением.
6.7 Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют право:
- знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок, критериями
оценивания.
- обжаловать результаты промежуточной аттестации их ребенка в случае нарушения школой
процедуры аттестации.
6.8 Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося обязаны:
- соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося;
- вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его промежуточной
аттестации;
- оказать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности по одному
предмету в течение учебного года в случае перевода ребенка в следующий класс условно.
6.9 Заявления обучающихся и их родителей (законных представителей), не согласных с
результатами промежуточной аттестации или с итоговой отметкой по учебному предмету,
рассматриваются в установленном порядке Комиссией по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений МОУ СОШ №4 г. Сердобска. Для пересмотра, на
основании письменного заявления родителей, приказом по школе создается комиссия из трех
человек, которая в письменной форме в присутствии родителей (законных представителей)
обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню
его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным.
7.
Обязанности администрации в период подготовки, проведения и после
завершения промежуточной аттестации обучающихся.
7.1 В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся администрация МОУ
СОШ № 4 г. Сердобска:
- организует обсуждение на заседании педагогического совета вопросов о порядке и
формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе отметок по ее результатам;
- доводит до сведения всех участников образовательного процесса сроки и перечень
предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также формы ее
проведения;
- организует экспертизу аттестационного материала;
- организует необходимую консультативную помощь обучающимся при их подготовке к
промежуточной аттестации.
7.2 После завершения промежуточной аттестации администрация школы организует
обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений и Педагогического совета.