Анализ воспитательной работы
за 2024-2025 учебный год
МОУ СОШ№4 г. Сердобска
Миссией школы является воспитание физически развитого, психически здорового
и социально адаптированного школьника с устойчивой мотивацией на здоровый образ
жизни.
Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников, - это идея успеха.
Главной целью воспитательной работы педагогического коллектива было воспитание
активной позиции у учащихся на основе дифференцированного и индивидуального
подхода.
Исходя из этой цели были продуманы задачи воспитательной работы:
1.
Стимулирование
познавательной
и
учебной
деятельности
учащихся.
2. Создание условий для сохранения здоровья учащихся, их физического развития, воспитание
негативного
отношения
к
вредным
привычкам.
3. Воспитание гражданской ответственности достоинства, уважения к истории и культуре
своей страны.
4. Воспитание сознательного отношения к труду с учетом изменившихся социальноэкономических условий и потребностей общества.
В основе воспитательной системы определены следующие направления деятельности,
где каждый учащийся мог бы реализовать себя в различных направлениях:
- Военно-патриотическое
- Физкультурно-оздоровительное
- Гражданско-правовое воспитание (профилактика правонарушений)
- Трудовое
- Нравственно-эстетическое
Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя
учебные знания, занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсионную
деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятии.
Военно – патриотическое.
На протяжении всего учебного года педколлектив работал в данном направлении.
Ежегодно в школе проходит месячник Защитника Отечества, а также мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне. На уроки мужества приглашались участники боевых действий и СВО.
В рамках школы 7 февраля прошел конкурс патриотической песни «Февральский ветерок». На конкурсную программу от каждого класса было представлено по одному номеру.
Для художественного оформления были использованы презентации, подготовленные
учащимися. В начальной школе многие классы подготовили элементы костюмов военнослужащих. Данное мероприятие было подготовлено учителем музыки Медведевой С..Н., а
также классными руководителями.
Трое воспитанников объединения дополнительного образования «Вокал» Сивохина
В., Китаева В., Лебедева М. от школы выступили на традиционном фестивале, посвященном Герою России Андрею Каляпину 21 февраля. Данный фестиваль посетили 30 учащихся нашей школы.
Команда нашей школы приняла участие в районных соревнованиях по стрельбе «Серебряное ружье». Это очень хорошо, что наши учащиеся привлекаются к выступлениям в
составе команд других образовательных учреждений, но при этом необходимо добиваться, чтобы результаты школьной команды были выше и педагогу допобразования задействовать в школьную команду лучших детей.
Также прошел районный спортивный праздник, посвященный памяти Героя России
А.В.Каляпина. Команда школы участвовала в волейбольных соревнованиях, где заняла I
место. 25 апреля состоялся муниципальный этап Всероссийских соревнований «Зарница
2.0», где наша команда заняла 3 место.
C 1 по 10 мая 2025 года в школе проходила Декада «Памяти павших», посвященная
дню Победы в Великой Отечественной войне. В рамках празднования Дня Победы прошли уроки мужества, посвященные Дню Победы советского народа. С 27 апреля по 8 мая
прошла акция «Память сердца». А также состоялась акция «Верни имя Герою» 7а класс
принял участие в Акции вместе с классным руководителем Варламовой Т.Ю. В рамках
районной Спартакиады команда юношей под руководством учителей физкультуры Сергеевой Н.В. Сергеевой Л.А. в соревнованиях допризывной молодежи заняла I место.
6 мая прошла традиционная районная легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню
Победы, где наша старшая команда заняла I место, а младшая – II место.
В честь праздника 8 мая были возложены цветы на могилы, погибшего в Дагестане
нашего выпускника Уварова В.В., и участника Афганской войны Безручко В.М.
9 мая учащиеся 9 – 11 классов участвовали в общегородском митинге и возложении
цветов к памятнику, погибшим сердобчанам в Великой Отечественной войне.
Работа
школьного военно-патриотического объединения «Орленок» по достоинству была оценена на областном слете юных патриотов «Равнение на Победу», посвященной Дню Победы,
где мы получили грамоту за активное участие в деятельности по развитию гражданскоправового движения школьников.
Вывод: В следующем учебном году в рамках гражданско-патриотического воспитания
целесообразно продолжить создание условий для формирования нравственных ценностей
и ведущих жизненных ориентиров. Активизировать поиск новых методов и форм работы
классных руководителей по военно-патриотическому воспитанию. Классным руководителям активнее использовать такие методы работы как экскурсии, поездки за пределы города.
Физкультурно-оздоровительное.
Школа всегда активно принимает участие в спортивных мероприятиях района и
области. На базе школы в течение года работали две секции ОФП (волейбол) и ОФП (баскетбол). Данное направление нашло своё отражение в работе по выполнению Межведомственного комплексного плана мероприятий «Семья – дети – здоровый образ жизни». В
каждом мероприятии прослеживается одна цель - научить детей беречь своё здоровье и не
подвергать опасности других. Разработаны система классных часов с учетом возрастных
особенностей детей, здоровье сберегающие технологии. Привлекая обучающихся к занятиям в спортивных секциях, используя нестандартные формы спортивных внеурочных
праздников и мероприятий учителя физкультуры Сергеева Л.А.., Сергеева Н.В., классные
руководители способствуют повышению интереса к спортивной внеклассной работе. Раз в
четверть проводится День здоровья, обязательна утренняя зарядка – всё это способствует
воспитанию физически развитого, психически здорового и социально адаптированного
школьника с устойчивой мотивацией на здоровый образ жизни. В течение года в школе
функционировал ШСК, работа которого была представлена на областном конкурсе на
лучшую презентацию школьного спортивного клуба. Второй год под руководством Сергеевой Н.В. команда МОУ СОШ №4 стала победителем муниципального и областного
этапов «Президентские состязания».
В текущем году спортивно-массовая работа была организована на высоком уровне. В
районном Спартакиаде школа заняла II место
Результативность участия учащихся МОУ СОШ №4
в районных спортивных соревнованиях
№
Название соревнований
Дата про- Ответственный Результат
п/п
ведения
преподаватель
1
1. Первенство района по легкой сентябрь
атлетике «Золотая осень»
2024 год
2
Соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовки,
посвященные Дню народного
Единства
Районные соревнования по минифутболу
Ноябрь
2024 год
Районные соревнования по баскетболу
- юноши
- девушки
4. Зональные соревнования по мини-футболу
Декабрь
2024год
3
4
5
Ноябрь
2024год
декабрь
2024 год
6
Районные соревнования по плава- декабрь
нию
2024 год
7
Районные новогодние соревнования по стрельбе из пневматической винтовки
Районные соревнования по шахматам
январь
2025 год
9
Районные соревнования по лыжам
февраль
2025год
10
Районные
соревнования по
стрельбе из пневматической винтовки на приз «Серебряное ружье»
Районные соревнования по волейболу
- девушки
- юноши
Районные соревнования по футболу
февраль
2025год
8
11
12
январь
2025 год
Сергеева Ната- I место
лья
Владимировна
III место
Сергеева Л. А.
Сергеева Н. В.
Сергеева
I место
Любовь Анатольевна
Сергеева
Лю- участие
бовь Анатольевна
Чубуков И.Ф.
участие
Сергеева Ната- III место
лья
Владимировна
Сергеева Ната- участие
лья
Владимировна
Чубуков О.Ю.
участие
март
2025 год
апрель
2025 год
13
Районные соревнования по легкой апрель
атлетике «Весенние ласточки»
2025 год
14
Районная спартакиада допризывной молодежи
Легкоатлетическая эстафета, посвященная 67 годовщине Победы
- старшая группа
- младшая группа
15
Сергеева
Лю- I место
бовь Анатольевна
Чубуков И.Ф.
участие
апрель
2025 год
май
2025 год
Сергеева Н. В.
Сергеева Л. А.
Сергеева Наталья
Владимировна
Сергеева Наталья
Владимировна
Сергеева Н. В.
Сергеева Л. А.
II место
I место
I место
I место
I место
Сергеева Л. А.
I место
Сергеева Н. В.
II место
При работе с обучающимися и родителями большое внимание уделялось проблеме
физической подготовленности детей, недостаточной двигательной активности современ-
ных школьников, в связи с чем проводились беседы с родителями отдельных обучающихся и выступления на родительских собраниях.
Вывод: В школе создана благоприятная здоровье сберегающая среда для обучающихся. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий способствует укреплению физического и психического здоровья детей Работа в этом направлении
должна быть продолжена.
Гражданско-правовое воспитание (профилактика правонарушений)
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданско-правового воспитания. В 2024-2025 учебном году реализованы годовые планы мероприятий по профилактике правонарушений, по профилактике употребления психоактивных веществ в
молодежной среде. Программа по профилактике безнадзорности и беспризорности, предупреждению правонарушений среди подростков включает два аспекта работы: правовое
воспитание и профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ.
В соответствии с данной программой работа велась по следующим направлениям:
организация массовых мероприятий, проведение профилактических дней с учащимися,
индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, работа с педагогическим коллективом, родительский правовой
всеобуч. В школе проводились единые тематические классные часы, Дни профилактики
курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании, коллективно-творческие дела, посвященные Всемирному Дню здоровья и в рамках Недели борьбы с курением. Классные руководители работали по программе «Право и закон». Во всех классах в течение года прошли тематические классные часы согласно данной программе.
Большая работа по борьбе с курением была проведена с родителями. На стенде для
родителей вывешивался Федеральный закон от 10.07 2001 №87-ФЗ «Об ограничении курения табака». В мае прошли классные родительские собрания, где классные руководители всех родителей под роспись познакомили с Федеральным законом от23.02.2013 года
№15 – ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и
последствий потребления табака». В течение года дважды был проведен мониторинг среди учащихся на предмет выявления употребления табачной продукции, который показал
положительную динамику употребления табака среди учащихся в течение года.
Огромная работа проведена коллективом по профилактике ДТТ. В школе разработана
тематика классных часов по ПДД с 1 по 8 класс. Большая часть работы ложится на
начальные классы, именно с малого возраста необходимо заложить основы знаний. В 1 – 4
классах работа в этом направлении проводится в игровой форме. В этом учебном году с 1
по 4 класс прошли классные часы «Безопасная дорога домой», где классные руководители, используя карту микрорайона «Березки» и Октябрьского поселка учили детей найти
самому безопасный путь домой, отмечая все возможные опасности не только на дорогах,
но учитывая и злых собак, и подъезды домов и т. д. Каждый ребенок ушел с классного часа с собственным маршрутом. В каждом кабинете начальной школы есть уголок по ПДД
В текущем году проводилась школьная выставка рисунков и плакатов «Внимание –
дорога!» (Ответственный учитель изо Шутихина Е.А.)
В школе действует отряд «Юных инспекторов движения», созданных на базе 5-9-ых
классов, которые возглавила Медведева С.Н.. За текущий год ЮИДовцы проделали большую работу. Проведены следующие мероприятия «Посвящение в юидовцы», «Посвящение первоклассников в пешеходы», викторина «Дорожные знаки важны и нужны», составляли маршрутные листы «Моя дорога в школу и обратно». Рейд на дорогах микрорайона «Берёзки» с сотрудникамми ДПС юидовцы запомнят надолго.
Учащиеся среднего звена ежегодно принимают участие в городских, областных соревнованиях «Безопасное колесо». В этом году наша команда заняла почётное 3 место
Большую разъяснительную работу проводит педколлектив с родителями. В текущем году состоялись 2 общешкольных собрания, где рассматривались вопросы безопасности на дорогах. Классные руководители на классных родительских собраниях этой
тематике уделяют большое внимание. Прошли два общешкольных собрания с участием
работников ГИБДД.
Создан электронный банк данных семей школьников, имеющих транспортные средства: велосипеды, мопеды, скутеры, мотоциклы.
Несмотря на огромные усилия, которые прикладывает педколлектив в профилактической работе, нам не удается закрепить
тенденцию к сокращению количества детей, состоящих на учете. На начало учебного года
на учете в ПДН ОВД состояло 3 человека, а на конец года – 7 человек.
На ВШУ на
начало года состояли 4 человек, а на конец года 8 обучающихся.
Одним из направлений по ранней профилактике является работа классных руководителей по вовлечению обучающихся в систему дополнительного образования и внеурочную деятельность. Процент занятости детей нашей школы составляет 93,7% . Это на 1,7
процента выше, чем прошлом году .
Организация досуга учащихся в школе
спортивные объединения
47
19
10
208
147
Объединения
художественной
направленности
объединения
патриотической
направленности
объединения социально педагогической
направленности
объединения технической
направленности
Система дополнительного образования в нашей школе представляет возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до обучающихся
старших классов. Работа всех кружков и секций способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. В прошедшем году в школе работали 5
объединений. Медведева С.Н. провела открытые мероприятия – 8 концертных программ.
Школьный хор «Сердобчанка» занял 3 место на районном конкурсе - фестивале детских и
молодежных хоров «Поющий край». Воспитанники «Вокального кружка» приняли участие в районных конкурсах «Молодые голоса», в фестивале патриотической песни имени
Героя Росси А. Каляпина, в «Звездном часе».
Вывод: Усилить раннюю профилактическую работу, классным руководителям объективнее оценивать поступки детей в работе по постановке на ВШУ. Искать более эффективные формы и методы проведения мероприятий по ранней профилактике. Добиваться
100% занятости учащихся в кружках и секциях.
Трудовое воспитание
Большое внимание педколлектив уделяет трудовому воспитанию и профориентации
учащихся. В прошедшем году учащиеся традиционно принимали участие в месячниках по
благоустройству пришкольной территории и Армянской трассы. Ребята с удовольствием
работают, хотя иногда бывает трудно их организовать и обеспечить инвентарем. У каждого класса имеется свой небольшой огородик, клумба. Но стоит отметить, что центральные
клумбы в этом году очень плохо оформлены, цветы на них растут беспорядочно, там, где
взошли самосевом.
В течение года было организованно дежурство по школе и в столовой. Необходимо
отметить, что дежурство не всегда проходит на должном уровне. Недостаточно организованно дежурство было в 8 и 7 классах. Но в целом, сами обучающиеся начинают следить
за своим поведением, убирают за собой посуду, бережно относятся к школьному имуществу.
Содержание школьного двора в порядке – это главная задача в летний период. Результаты здесь зависят от того, как классные руководители организуют работу в классах по
участию в трудовых бригадах. В течение 4 месяцев через ЦЗН трудоустраивались обучающиеся нашей школы. В июне 14 обучающихся 10 класса трудоустроены в ЛТО.
Второй год 8а,8б, 9а,9б под руководством Лариной К.А., Барановой О.Б. участвовали в
региональном проекте «Билет в будущее».
Вывод: Необходимо усилить профориентационную работу в среднем и старшем звене,
активнее работать в рамках промышленного туризма всем классным руководителям, организовывать экскурсии на предприятия, привлекая родителей, популизировать рабочие
специальности.
Эстетическое воспитание
В становлении личности учащихся школа большую роль отводит нравственноэстетическому воспитанию, которое способствует духовному формированию личности,
развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В течение всего
учебного года были сохранены главные традиции школы, которые наполнили воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. Реализовать творческие возможности и способности учащихся в рамках школы можно при проведении следующих
праздников:
- Праздник 1 сентября – проходит традиционно во дворе школы, где на торжественной
линейки присутствуют учащиеся всех классов.
- Посвящение в первоклассники (Рукшина Н.Е., Ячина Е.Г.)
- День самоуправления 2 раза в год.
- Традиционный концерт, посвященный Дню Матери, в котором участвуют и дети с 1 по
11 класс
- Посвящение в пешеходы первоклассников – ответственные Медведева С.Н.
- Театрализованное представление «Новогодние приключения Деда Мороза и Снегурочки», подготовленное Медведевой С.Н.
- Фестиваль – конкурс патриотической песни «Февральский ветерок» в рамках месячника, посвященного Дню Защитника Отечества - в этом году приняли участие
учащиеся со 1 по 11 классы. Медведева С.Н. и классные руководители с ребятами готовили не только исполнение песни, но и презентации к ним. Во время подготовки к фестивалю учащиеся узнали историю создания песни, просмотрели множество клипов патриотического содержания.
- Масленица, которая сопровождалась ярмаркой, играми, сожжением чучела Зимы.
- Концерт ко Дню 8 Марта
- Концертная программа ко Дню Победы
- Вокальный конкурс «Молодые голоса»
- Праздник Последнего звонка и выпускные вечера для 9 и 11 классов, где ведущая
роль принадлежала классным руководителям.
Школьные конкурсы (19):
- Конкурс рисунков «Внимание дорога!» (начальная школа)
- Конкурс листовок «Ты и дорога»
- Конкурс позитивного граффити «Сделаем мир ярче»
- Конкурс композиций из природного материала, посвященный «200-летию Бородинского сражения»
- Конкурс чтецов «Осень – славная пора»
- Конкурс агитбригад «Молодежь против вредных привычек!»
- Конкурс на лучшее новогоднее оформление кабинета
- Конкурс на лучшее новогоднее оформление окон
- Конкурс рисунков «Курить – здоровью вредить!»
- Конкурс социальных проектов «Я – гражданин России!»
- Конкурс «Юные чтецы и ораторы»
- Конкурс патриотической песни «Февральский ветерок»
- Конкурс презентаций «Мой солдат»
- Конкурс агитационного материала по профилактике правонарушений, преступлений и безопасности детей
- Конкурс «Домик для птички»
Вывод: Благодаря работе учителей-предметников и классных руководителей многие обучающиеся нашей школы стали призерами различных конкурсов. Обучающиеся активно
принимали участие в школьных праздниках, выставках, предметных декадах. В следующем учебном году целесообразно продолжить создание условий для развития творческих
способностей обучающихся, для этого распределить ответственность за проведение
праздников по отдельным параллелям.
Благодаря самоуправлению ребята стали самостоятельнее, активнее, стали чаще проявлять инициативу. Участвуя в различных проектах, дети стали более тесно сотрудничать
друг с другом.